Основные причины необходимости изменений системы налогообложения малых форм предпринимательства.
Пересмотр режима налога на профессиональный доход (НПД) назрел, особенно в контексте окончания эксперимента по НПД в 2028 году. Причин несколько.
Режим НПД вывел из тени миллионы граждан: с 2019 года число самозанятых выросло с нуля до 14+ млн, налоговые поступления выросли, но возник дисбаланс с другими режимами. Например, ИП на упрощённой системе (УСН) при доходе до 60 млн руб. могут платить 1% в некоторых регионах, лимит для НПД — 2,4 млн руб. при налоговой ставке 4–6%. То есть налоговая ставка для ИП бывает ниже, чем для самозанятых.
Фискальные диспропорции вызывают не только вопросы, но и стимулируют дробление бизнеса для минимизации налогов. Кроме того, в условиях инфляции (кумулятивно примерно 38% с 2019 по 2024 год) лимит дохода устарел, логично, многие предприниматели вынуждены переходить на более сложные режимы.
НПД не обеспечивает полноценной социальной защиты: самозанятые не получают ни пенсионных баллов, ни пособий по больничному. При болезни, старости или потере дохода фрилансеры и репетиторы несут риски остаться без средств к существованию.
Главный вызов — злоупотребления в трудовых отношениях. А именно, компании оформляют сотрудников как самозанятых, надеясь избежать 30% страховых взносов и 13% НДФЛ. Такой ход приводит к потере работниками соцгарантий и недополучению фондами взносов. По подсчётам ФНС, соцзащиты лишены 182 тыс. самозанятых — это 1,25% из зарегистрированных налогоплательщиков. Под проверку подобных нарушений попало 170 предприятий, у 84% они подтвердились.
Как самозанятые поведут себя, если условия для них изменятся.
Налоговики считают, что НПД применяет около 50% самозанятых, то есть 6,9 млн. Плательщики НПД могут по-разному реагировать на изменения. Как могут развиваться события:
50–60% самозанятых останется на НПД — те, кто ценит автоматизацию («Мой налог») и отсутствие отчётности. Если лимит НПД вырастет, 1–6% перейдут на ИП с УСН или ПНС.
20–30% перейдут на другие налоговые режимы, в частности, откроют ИП на НПД или УСН — удобно для укрупнения бизнеса.
В случае резких изменений и без переходного периода 15–25% вернутся в тень, к «серым» схемам, как то было до 2019 года.
5–10% самозанятых прекратят предпринимательскую деятельность — а именно те, у кого низкий доход и для кого бизнес — подработка.
Наиболее чувствительны репетиторы и фрилансеры в области IT, дизайна, бытовые мастера, включая парикмахеров, мастеров маникюра, ремонтников, водителей такси, доставки.
Менее чувствительны — операторы коммерческой и жилой недвижимости, представители творческих профессий.
ФНС уже зафиксировала: при «неприемлемых» условиях 25% самозанятых выберут вернуться в тень, 30% — найм. То есть риски потери не только налогоплательщиков, но и поступлений в бюджет, очень высоки.
Какие риски несёт слишком резкое изменение правил.
Резкие изменения, например преждевременная отмена НПД или повышение ставки до 10% без переходного периода, несут системные риски, аналогичные тем, что отмечены в постановлении Совфеда (8 октября 2025): подрыв доверия государству и реформам, взлёт теневой экономики, потеря казной налоговых поступлений, снижение потребления и занятости, рост безработицы и цен.
Также не стоит недооценивать социальные риски: резкие изменения для такой массовой категории повлекут рост недовольства социума.
Для экономики в целом есть риск спада ВВП в 2026–2027 годах на 0,5–1%. Дефицит кадров усилится: рынок уже перегрет, существует риск роста безработицы и снижения темпов декларации доходов. Но в долгосрочной перспективе есть вероятность дополнительных 200–300 млрд руб. поступлений в соцфонды.
Существует риск снижения новых регистраций на 30–40%. Приём сотрудников без должного оформления усугубится. Затраты и цены МСП вырастут на 10–15%, так как 20% поставщиков — это плательщики НПД.
Порог «справедливой ставки», при которой большинство самозанятых сохранят бизнес и останутся в правовом поле.
Текущие 4–6% — идеальны, приемлемо повышение до 5–7%. Рост 7–8% возможен только в случае, если компенсировать его увеличением лимита дохода (до 3 млн руб.) и соцвычетами. При такой ставке на другие налоговые режимы с НПД перейдёт менее 10%, вести деятельность и платить налоги продолжат 80–90%.
Повышение ставки с 6% до 8% будет низким риском: 10–15% самозанятых сменят режим, в тень спрячется 5%.
При увеличении ставки до 9–10% 20–25% самозанятых, вероятно, перейдут с НПД на УСН, в серую зону выйдут 15%.
Повышение ставки до 13% выльется в то, что 30–40% самозанятых оформят ИП, 25% вернутся в тень, закроются 10%. В этом случае микробизнес ожидает спад на 20–30%.
Влияние пересмотра НПД на рынок труда.
Пересмотр НПД усилит напряжённость на рынке труда, уже и без того перегретом. Дефицит составляет 2–3 миллиона вакансий, безработица — 2,3% с перспективой роста.
Введение добровольных взносов в соцфонды, переход на трудовые договоры — ГПХ повысит социальную защищённость самозанятых, послужит мотивацией для продолжения легальной деятельности.
Если ставка НПД станет выше 10%, 30% самозанятых (по опросу ФНС) могут перейти из самозанятости в наёмную работу (например, по трудовым договорам или ГПХ).
Ужесточение режима создаст нагрузку на работодателей по выплате зарплаты и отчислениям в фонды.
Последствия для бизнеса в смене режима для НПД.
Если бизнесу придётся переводить самозанятых в штат, его затраты вырастут.
Если бизнес примет самозанятых в штат, он защитит себя от штрафов за уклонение от трудовых отношений.
Рост ставки НПД повлечёт рост цен на услуги самозанятых, что ударит по марже.
Оксана Клиницкая